Главная » НОВОСТИ » «Трактат» на тему па-де-де

«Трактат» на тему па-де-де

В Гродненском областном объединении профсоюзов с участием профактивистов и представителей нанимателей учреждений образования и культуры состоялся «круглый стол», в ходе которого обсуждены проблемы, касающиеся переаттестации педагогов, высказаны предложения по их разрешению.

То, что постановление Минобразования от 22 августа 2012 года № 101 «Об утверждении инструкции о порядке проведения аттестации педработников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)» требует срочного пересмотра, сомнений не вызывает. До настоящего времени многие вопросы, связанные с подтверждением высшей категории и статуса «учитель-методист», остаются открытыми.

С принятием этого документа педагог с высшей категорией обязан доказывать свой профессиональный уровень один раз в 5 лет. К тому же претендент на подтверждение категории должен представить комиссии работу по обобщению собственного опыта и разработку занятия или урока по избранной теме. В эту многочисленную группу вошли те педагоги, кому высшая квалификационная категория присвоена более 10–20 лет назад. Если это работник предпенсионного или пенсионного возраста, ему позволено отказаться от подтверждения высшей и остаться с первой категорией. Но тогда он теряет хоть и небольшую, но прибавку к зарплате. Не говоря уже о потере моральной.

 – Обращения педагогов предпенсионного и пенсионного возраста подтолкнули нас с нанимателем сесть за стол переговоров, – рассказывает председатель Гродненского горкома профсоюза работников образования и науки Людмила Севко. – Согласно инструкции в соглашение между отраслевым профсоюзом и отделами образования и науки мы внесли дополнение, дающее право педагогам пенсионного и предпенсионного возраста не подтверждать высшую категорию, получая при этом надбавку за первую категорию с их добровольного согласия.

– У нас в учреждениях культуры нет своего положения об аттестации, все мы подчиняемся документу Минобразования, – отмечает председатель профкома Гродненского государственного колледжа искусств, преподаватель Светлана Ожередова. – Я выступаю от профсоюзной организации нашего колледжа, от лица творческих преподавателей с большим стажем – художников, хореографов, режиссеров. Те из них, кто помоложе, пошли учиться и за собственные средства получают педагогическое образование. А вот как быть нашему творческому костяку со стажем? Эти педагоги не имеют педагогической квалификации, у них дипломы институтов театрально-художественного или культуры. В свое время после окончания этих вузов их направили к нам преподавателями. А сейчас должны писать «трактаты» о методике своей работы. Писать может теоретик, а вот как напишет хореограф или художник-практик, какое он положит в основу научное обоснование? Если от нас уйдут эти люди, колледж потеряет многое. Результат их деятельности – в высоком уровне подготовки и творческих достижениях учеников. Мы не молчим, стучимся во все двери. Но никто из ответственных работников Министерства культуры пока не дал нам конкретного ответа.

К словам коллеги заместитель директора Гродненского государственного музыкального колледжа Елена Сущеня добавила, что сегодня действительно не ясно, как быть с определением уровня квалификационной категории педагогов – победителей республиканских и областных конкурсов профессионального мастерства, преподавателей, отмеченных премией специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, воспитавших лауреатов различных конкурсов в области культуры и искусства.

Заместитель директора Гродненской детской музыкальной школы искусств № 1 имени Ю.В.Семеняко, председатель аттестационной комиссии школы Ромуальд Корево высказал предложение – обозначить в документе критерии, освобождающие от сдачи квалификационного экзамена преподавателей, воспитанники которых показали высокие творческие достижения.

– В содержании инструкции не учтена специфика учреждений среднего специального образования, относящихся к отрасли культуры, и это порождает целый ряд проблем, – пришел к выводу главный правовой инспектор Гродненского обкома профсоюза работников культуры Денис Малевич.

Он предложил внести изменения в существующую инструкцию либо инициировать разработку отдельной инструкции по аттестации педагогических работников, занятых в сфере культуры.

Из детских садов ушли многие квалифицированные кадры – из-за невысоких зарплат. В настоящее время нередки случаи, когда в качестве воспитателей работают учителя-предметники.

– Кроме воспитателей с дошкольным образованием, у нас работают учителя-предметники, – подчеркнула заведующая детским садом № 103 Гродно Елена Шкурук. – Они не имеют права претендовать на присвоение категории, поскольку у них нет до- школьного образования. И хотя у некоторых из них немалый стаж работы воспитателями, они так и будут работать без категории. И без соответствующей доплаты. В этой ситуации есть два пути – уйти из детсада или пройти двухгодичную подготовку по дошкольному воспитанию. Обучение платное, и для нашего работника сегодня дорогое. Думаю, было бы правильным для этой категории воспитателей со стажем организовать 2–3-месячные курсы повышения квалификации, причем не в столице, а в областном институте развития образования. И при условии качественной работы дать им возможность претендовать на категорию.

О подтверждении высшей категории главный технический инспектор труда Гродненского обкома профсоюза работников образования и науки, учитель высшей категории Елена Венцкович высказалась отрицательно: «Ежегодно в каждом учреждении образования проходят методические недели, серии открытых занятий и мастер-классы, школы педагогического мастерства и обмена опытом. Кроме того, уроки учителей регулярно посещают члены администрации, не реже 1 раза в 5 лет проходят комплексное изучение работы учреждения образования вышестоящим органом управления. То есть работа педагога находится под постоянным контролем. Поэтому подтверждение категории целесообразно только в том случае, если педагог снизил уровень своей работы. Право такой инициативы необходимо предоставить руководителю учреждения образования».

– Доводы о том, что мы стали хуже работать, беспочвенны – в каждом учреждении образования работает аттестационная комиссия, в поле зрения которой – уровень и объективная оценка профессионального мастерства каждого учителя, – резюмировала учитель белорусского языка и литературы высшей категории, председатель профсоюзного комитета Гродненской городской гимназии Надежда Жданович.

Яндекс.Метрика