Главная » НОВОСТИ » Таможенный союз

Таможенный союз

Проблемы малого бизнеса

5 ноября 2012 года по инициативе Гродненского областного комитета профсоюза «Садружнасць» состоялся семинар на тему: «Актуальные вопросы технического регулирования в условиях Таможенного союза, правила обращения продукции на рынке» для предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю на рынках и в торговых центрах г. Гродно. В семинаре принимали участие работники управления предпринимательства и потребительского рынка комитета экономики Гродненского облисполкома, Гродненского Центра стандартизации, метрологии и сертификации, Гродненского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, ИМНС по Гродненской области. Участникам семинара доведены требования Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности».

9 ноября 2012 года по инициативе Управления предпринимательства и потребительского рынка комитета экономики Гродненского облисполкома и Гродненского областного комитета профсоюза «Садружнасць» в Министерстве экономики Республики Беларусь состоялся круглый стол по вопросам применения Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности». В работе круглого стола принимали участие представители Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Госстандарта, Белорусского профсоюза работников различных форм предпринимательства «Садружнасць», бизнес-союзов. Интересы предпринимателей представляли председатель Гродненского областного комитета профсоюза «Садружнасць» Бранцевич В.В. и заместитель председателя Гомельского областного комитета профсоюза «Садружнасць» Елфимов В.Ф.

С 1 января 2013 года на территории стран-членов Таможенного союза запрещается обращение продукции легкой промышленности, не прошедшей подтверждения ее соответствия требованиям  Технического регламента ТР ТС 017/2011. Вся продукция подлежит  маркировке единым знаком обращения.

Бесспорно, что документ преследует вполне благие намерения стран участниц Таможенного союза по недопущению на рынок не отвечающих требованиям качества товаров. В тоже время, как выяснилось при обсуждении, практическая реализация этих намерений затрагивает социально-экономические интересы порядка 100 000 индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность товарами легкой промышленности, и, соответственно, потребителей. Были обозначены следующие проблемы:

1. Согласно действующему законодательству в настоящее время индивидуальный предприниматель – плательщик единого налога  может ввозить с территории России товары, выпущенные в свободное обращение независимо от страны происхождения, не имея на эти товары документов, подтверждающих их происхождение. Как правило, большинство индивидуальных предпринимателей приобретают товары в розничной торговой сети на рынках г. Москва небольшими партиями. Естественно продавец не выдает документов, подтверждающих их происхождение и качество. В Республике Беларусь в соответствии с национальным законодательством обязательной сертификации подлежат обувь детская и игрушки.

Таким образом, наше государство в отношении данной категории субъектов хозяйствования исходит из презумпции их добросовестности в вопросах безопасности товаров легкой промышленности.

При таких обстоятельствах введение в действие технического регламента влечет необходимость внесения изменений в налоговое законодательство.

2. Несмотря на то, что с введением в действие регламента запрещается обращение товаров без их маркировки единым знаком обращения, то есть не прошедших соответствующее подтверждение о соответствии, индивидуальные предприниматели по-прежнему не получат от своих поставщиков ни документов, ни товаров, маркированных знаком. Также, как не получают они возврат НДС от своих российских поставщиков, несмотря на требование законодательства, чем собственно и обусловлена уплата фиксированной ставки НДС, которая в свое время была введена по предложению профсоюза «Садружнасць».

Таким образом, не возможна легализация товаров, поскольку без документов, подтверждающих их происхождение и приобретение не возможны ни декларирование соответствия, ни сертификация. Причем, даже если предпринимателю поставщиком и будет выдан соответствующий сертификат, он все равно подлежит легализации нашими сертифицирующими органами.

3. Важнейшая составляющая – цена и длительность процедуры сертификации. При обычном размере партии товаров, ввозимой индивидуальным предпринимателем в количестве от нескольких штук до нескольких десятков, она часто превышает стоимость партии товаров. Очевидно, что эти затраты будут переноситься на покупателя при формировании цены. А продолжительность процедуры (порядка месяца и более) отрицательно скажется на обороте товаров.

4. Казалось бы, если товары происходят из третьих стран, то наличие документов об их соответствии требованиям регламента должно контролироваться при ввозе на территорию ТС и не допускаться к обращению при их отсутствии. Однако и здесь не решены проблемы.

Во-первых, трудно представить, что Китай, Турция или Евросоюз вдруг начнут маркировать ввозимые к нам товары нашим знаком.

Во-вторых, можно переложить эту задачу на импортера и не выпускать товары в режим свободного обращения до их сертификации.

В-третьих, и это главное,  как следует из сообщения Госстандарта, их работа в этом направлении показала не готовность таможенных органов, производителей и импортеров к таким действиям.

5. Что делать с товарами, ввезенными до 1 января и которые останутся не реализованными и, возможно, на длительное время? Абсурдная ситуация: реализация – правонарушение, влекущее солидный штраф и конфискацию, хотя его не соответствие введенному регламенту никем не доказана.

Иными словами, ситуация повернута наоборот: вводится презумпция недобросовестности предпринимателя. И он будет таковым, пока не докажет обратное. А доказать не возможно по причинам, указанным выше. Круг замкнулся. Выход один: прекращение деятельности.

А почему не взять пример с Чехии и других европейских стран, где товар изначально считается качественным, а продавец добросовестным, если не доказано иное? Тем более, что на вопрос представителей профсоюза о количестве товаров, представляющих опасность для потребителя, выявленных в процессе сертификации, представитель Минздрава сообщила, что такой статистики у них нет.

Кстати, статья 13 регламента предусматривает право уполномоченных органов государства – членов таможенного союза предпринять все меры для ограничения, запрета выпуска в обращение, изъятия с рынка продукции, не соответствующей требованиям регламента. При этом уполномоченный орган обязан представить доказательства обоснованности принятия данных мер.

Мы считаем, что презумпция добросовестности регламентом как раз предусмотрена.

6. На состоявшемся по инициативе профсоюза «Садружнасць» 4 декабря 2008 года круглом столе был рассмотрен ряд вопросов, разрешение которых в компетенции Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь. Тогда впервые профсоюзом была предложена идея электронного декларирования соответствия, исключающая дублирование сертификации одних и тех же товаров одного производителя региональными центрами сертификации (их у нас 21) по причине завоза партий товаров предпринимателями из разных регионов и открывающее доступ к информации о качестве товара, как для контролирующих органов, так и для потребителей через интернет.

Как сообщил представитель Госстандарта, работа по электронному декларированию ведется и в скором будущем такая возможность появится.

При таком ворохе проблем отложение внедрения технического регламента на 1 год, как предлагали некоторые бизнес-союзы, ничего не даст. Через год мы вновь вернемся к этим проблемам.

В связи с этим профсоюз выступил с предложением разработки и принятия акта законодательства не ниже постановления Совета Министров о порядке применения технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности», которым в комплексе разрешить все обозначенные проблемы. При этом необходимо основываться прежде всего на интересах национального бизнеса и потребителя, не рассматривая данный технический регламент как самоцель. Профсоюз выразил готовность участвовать в разработке такого документа. Предложение было поддержано всеми участниками круглого стола.

Полагаем, что данный круглый стол положил начало активному поиску выхода из ситуации с наименьшими потерями. В данной связи видится необходимость проведения региональных круглых столов по данной теме во всех областных, крупных районных центрах, поскольку облисполкомы также заинтересованы в урегулировании вопроса и в первую очередь от них Министерство экономики Республики Беларусь ждет предложений.

 

 


 

Яндекс.Метрика